02 августа 2019 года Президент Российской федерации Владимир Путин подписал проект федерального закона № 472069-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии», которым предлагается дополнить перечень охотничьего оружия (п. 3, ч. 2 ст. 3 Закона) метательным оружием, а именно, луком и арбалетом. В начале 2020 года лук и арбалет получили своё заслуженное место в новых Типовых Правилах охоты Российской Федерации.
Решающую роль в их внедрении сыграл, в том числе, российский охотник Александр Егоров и возглавляемый им фонд.
На самом деле с начала юридически упорядоченной охотничьей деятельности в России охота с луком пребывала в состоянии пасынка. Лук не был внесён в списки возможных средств добывания диких животных, не имел статуса ни как охотничье оружие, ни в Правилах охоты. Де-факто охота с луком в России была запрещена.
Проблему представляла даже простая перевозка луков авиационным транспортом – Службы авиационной безопасности толком не понимали с чем они имеют дело и строили всяческие препоны. «А покажите справку, что это не оружие» – был самый распространённый вопрос.
Не то за рубежом.
Современная история охоты с луком отсчитывается с начала XX века, когда доктор Сакстон Янг из Калифорнии перенял традиционное искусство изготовления луков и охоты с ними у индейца Иши, которого считают последним представителем народа Яхи. Статьи и документальные фильмы Поупа и его друга Арта Янга, а также других энтузиастов-лучников, таких, как Фред Бер, Говард Хилл, Боб Суайнхарт, шли рука об руку с техническим прогрессом. В 1931 году Бен Пирсон наладил крупносерийное производство луков и стрел, в 1940х годах Дуг Истон внедрил алюминиевые стрелы, в 1966 году Холлес Уилбур Аллен запатентовал блочный лук. В результате охота с луком становилась всё более популярной и доступной широким массам охотников. И даже голливудские фильмы, такие, как «Властелин колец», «Аватар» и «Голодные игры», делают страстных лучников из представителей новых поколений.
Сейчас охотой с луком занимается более 3 миллионов американцев, которые добывают более миллиона оленей в год (белохвостый олень – самый распространённое охотничье животное, поэтому он служит основным индикатором всей охотничьей деятельности). 4 из 10 американских охотников – лучники, и в отличие от ружейных охотников, их число растёт. Совокупные годовые продажи товаров для охоты с луком в США превышают 13 миллиардов долларов. В школьные образовательные программы по стрельбе из лука вовлечены более 18 миллионов учащихся. Этот прогресс был достигнут в довольно короткие сроки – ведь первый сезон охоты с луком был установлен всего за 32 года до изобретения блочного лука!
Вот что говорит об этом Президент Русского клуба охоты с луком Олег Шевченко
– «И вот однажды три года назад теплым январским зимним вечером звонок от Саши Егорова : « Олег, привет . Слушай, а расскажи ка мне как у вас проходит вопрос с разрешением охоты с луком? Можешь мне подготовить аналитическую справку по этой теме ?» И с этого дня все закрутилось с присущей Саше динамике и напором. Всё как на охоте – вижу цель , иду , достигаю ! После этого звонка прошло ровно два года и наконец в январе 2020 го Россия становится 36 ой страной на Европейском континенте где разрешена охота с луком.
Отдельно хочу поблагодарить Александра Егорова за его деятельное участие в этом не легком процессе. Мы знаем как это было, мягко говоря, не просто.
Также особо надо отметить деятельность депутатов Государственной думы Эрнеста Абдуловича Валеева, Владислава Матусовича Резника и Директору Департамента государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства Минприроды России Андрея Александровича Филатова».
Александр Анатольевич при этом был одной из главных движущих сил проекта, заражал всех своей целеустремлённостью, уверенность, и чисто охотничьим азартом. Не будучи сам лучником, тем не менее, Александр Егоров считает охоту с луком одной из самых спортивных, волнующих, интригующих охот, требующих подлинного вживания стрелка в дикую природу. Охота с луком требует ответственнейшего отношения к выстрелу, повышенной физической подготовки, меткого глаза и сноровки – того, чего так часто не хватает современному человеку, прикованному к креслу и монитору в офисе.
Комментирует главный редактор «Русского охотничьего журнала», посвятившего открытию охоты с луком в России целый тематический номер, Михаил Кречмар.
– Хорошо ли то что разрешат охоту с луком?
Безусловно. Хорошо хотя бы уже то, что люди получат дополнительный стимул изучать диких животных, понимать их повадки – повторю – нормальная дистанция для выстрела из лука по спокойно стоящему зверю – около тридцати метров! И на эти тридцать метров к зверю надо суметь подойти, его не спугнув. Ну, или дождаться в засидке. Мне бы хотелось, чтобы все наши российские охотники «понимали» зверя на таком уровне, когда это станет для них возможным.
У народа появился стимул изучать охоту с луком, которая, по сути есть тихое вживание в природу с целью сделать всего один прицельный выстрел накоротке.
А это, пожалуй, высшая ступень современной охоты.